Новости нефтегаза

России грозит дефицит танкеров для Севморпути

Аналитическое агентство «Яков и партнёры» изучило ситуацию с судами для перевозки углеводородов, которые можно было бы использовать в Арктике. Основные выводы исследования опубликовали «Ведомости».


Так, сейчас в мире есть лишь 24 газовоза, ледовый класс которых позволяет им плавать в северных морях России. Большая часть из них — это российский флот, одно такое судно принадлежит Норвегии и одно — США. Нефтяных танкеров ледового класса только девять. Два из них принадлежат России, семь — Греции.


Согласно подсчётам аналитиков, уже к 2035 году для нефтегазовых проектов необходимы 200 судов, которые смогут ходить по Северному морскому пути. И их строительство сопряжено с большими сложностями как на иностранных верфях, так и в России.


Сейчас компетенциями по строительству танкеров, способных передвигаться во льдах, обладают верфи только трёх стран: Китая, Японии и Южной Кореи. Технологических санкций в отношении России не вводил только Китай, но предприятия этой страны загружены заказами вплоть до 2029 года. Кроме того, за строительство судов для России могут потребовать и премию за риск вторичных санкций.


Поэтому формировать танкерный флот, скорее всего, придётся собственными силами.


«В сложившихся обстоятельствах это единственный надёжный вариант с акцентом на долгосрочную перспективу», — подчёркивается в исследовании.


Флагманом по строительству судов ледового класса может стать судоверфь «Звезда». Однако, по опыту Китая, на развитие судостроения может уйти 10–15 лет. Сократить эти сроки можно при интенсивной поддержке государства. Она должна включать в себя не только меры по расширению инфраструктуры верфей, но и увеличение финансирования научной деятельности в этой сфере, считают эксперты агентства «Яков и партнёры».